Официальный сайт группы "FTS"
Меню сайта
Категории каталога
Статьи о Федоре Васильеве [7]
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117
Главная » Статьи » Статьи о Федоре Васильеве

БАС-СОЛО И АККОМПАНЕМЕНТ ФЕДОРА ВАСИЛЬЕВА-ТРИО "КРУИЗ"-2004 г.-интервью с BassBoomBang



Итак, трио "Круиз". Что мы имеем? - Два официальных студийных альбома: "Круиз-1" и "KRUIZ/WEA"; не изданный "Culture Shock/A.L.S.", лишь две песни с которого доступны официально; несколько концертных бутлегов и промо-CD 2002 года. Все. - Казалось бы, не так уж и много. Но так ли это на самом деле? Разумеется, как и в любом вопросе - все относительно. Для кого-то значение имеет количество альбомов, а для кого-то - наличие в музыке интересных творческих и исполнительских идей. И если рассматривать деятельность "Круиза" с этой точки зрения, то бас-гитарист Федор Васильев сформулировал все одним предложением: "В музыке трио "Круиз" по игре СТОЛЬКО, что просто - маманя ай-яй-яй!". Вообще, само понятие трио изначально подразумевает отсутствие в составе группы "слабых звеньев". В данном случае каждый музыкант несет на себе огромную долю ответственности за звучание всего коллектива в целом. С одной стороны, любой из трех участников, должен четко осознавать свою функцию аккомпаниатора и быть готовым в необходимый момент принять "огонь на себя", закрыв ненужную музыкальную "брешь". С другой стороны, эта ответственность подразумевает и гораздо большую долю исполнительской свободы, поскольку для понимания и воплощения вышеупомянутой идеи, каждый инструменталист должен обладать, ни много, ни мало, хорошим исполнительским потенциалом и отменным чувством вкуса. Музыка трио "Круиз" - наглядный тому пример. Там, где нужно, музыканты играют плотный "подклад", служащий отличным фундаментом для голоса, но в то же время, когда дело доходит до инструментальной игры и соло, - исполнительские возможности участников трио раскрываются совершенно в другой плоскости. Именно сочетание этих двух аспектов значительно отличало трио "Круиз" от большинства других рок-коллективов советского и постсоветского пространства. И сейчас у вас есть возможность в буквальном смысле слова все это "потрогать руками". Ниже приведены транскрипции наиболее интересных и эффектных моментов игры Федора Васильева в составе трио "Круиз", а также аудио-трэки и комментарии, которые помогут вам при их разучивании.

Перед тем как мы начнем - я хотел бы поблагодарить лично Федора Васильева за оказанную им большую помощь при работе над данным материалом.

Первый пример - "ломовое" соло Федора из песни "Culture Shock" (эту композицию можно найти на двойном сборном альбоме "Monsters Of Rock U.S.S.R.", на альбоме проекта "Gain", а также на различных "пиратских" сборниках).

Culture Shock (бас соло)

НОТЫ

АУДИО

Транскрипция условно поделена на четыре части, по два такта каждая.

В части А Федор правой рукой исполняет тремоло медиатором, а левой - берет различные ноты в ля-минорном ладе (A, B, C, D, E, F, G). В данном случае расписать "нота в ноту" то, что он играет, не представляется возможным, поэтому в транскрипции этой части обозначены только ноты для левой руки и струны, на которых они берутся.

Часть В начинается из-за такта. Здесь при помощи пулл-офф исполняется восходящая линия на струне соль. В ее основе аппликатурный паттерн тон-тон, который сдвигается вверх сначала по полутонам, а затем - по тонам. В конце фразы звучит верхняя нота ля, взятая на двадцать шестом ладу струны соль (соло записано на "Warwick Thumb"). Ритмически здесь, как и в части А, все "весьма неопределенно", поэтому эта часть записана без разделения тактовой чертой, а длительности в данном случае отображают лишь аппликатурный паттерн левой руки (за исключением нот в трех последних четвертях - они "ритмически верные").

В следующей части С звучат шестнадцатые секстоли. При помощи хаммеров Федор играет легатную линию через открытые струны ре и соль, используя тоновый паттерн в левой руке, который сдвигается вверх по полутонам. Завершает эту часть нисходящее глиссандо, после чего (Часть D) звучат квинты в тональности си-минор (исполняйте их на струнах ре и соль). Сыграв последнюю квинту Федор делает от нее восходящий слайд, а затем - нисходящий, на струне ля.

Как видите, в этом соло при помощи атональных частей В и С Федор, естественно и незаметно для слушателя, совершает модуляцию на тон, переходя от тональности ля-минор к си-минору.

Следующий пример - соло из песни "In Flames" с альбома "KRUIZ/WEA".

In Flames (бас соло)

НОТЫ

АУДИО

В этом соло обыгрывается гармоническая последовательность из трех аккордов - Am, F, G, поэтому мелодическая басовая линия здесь плотно увязана с гармонией. Обратите внимание на большое количество двойных нот, - такой способ звукоизвлечения правой рукой позволяет звучать быстро, используя "экономное" движение левой. Также иногда Федор сурдинит ноты ребром ладони правой руки (P.M.), как это делают обычно гитаристы. Завершает соло глиссандо к верхней ноте ля (как и в "Culture Shock" - это двадцать шестой лад струны соль), а затем нота ля "переводится" еще на октаву выше, при помощи тэп-флажолета правой рукой. - То, что на записи вы наверняка приняли за гитару, на самом деле сыграно на басе. И еще один аспект, на который вам следует обратить внимание при разучивании соло "In Flames", - в самом его начале (когда звучит доминанта - ми) в такте ритмически "урезана" одна восьмая (размер 7/8).

Помимо полновесных соло, в песнях "Круиза" у Федора Васильева также было много небольших сольных фрагментов и басовых "вставок". Вот лишь некоторые из них, взятые с альбома "KRUIZ/WEA":

Бридж из песни "Heaviest In Town" - очень эффектная хэви-метал линия, основанная на нотах гармонического соль-минора (G, A, Bb, C, D, Eb, F#). Здесь Федор исполняет различные хаммеры на фоне "педальной" нижней ноты соль.

Heaviest In Town (бридж)

НОТЫ

АУДИО

Во вступлении "Knight Of The Road" звучит бас-гитарное интро, основанное на классическом фригийском обороте в тональности си-минор (Bm, A, G, F#). Эта партия исполняется на двух верхних струнах соль и ре. При окончательном сведении альбома интро было несколько "урезано", но благодаря помощи Федора Васильева сейчас у вас есть возможность услышать его первоначальный вариант.

Knight Of The Road (вступление)

НОТЫ

АУДИО

В медленной части композиции "Possessed" Федор играет мелодическую линию в тональности ми-минор. Здесь он использует различные способы звукоизвлечения правой рукой: тэппинг, слайды и пуллы к нотам в левой руке (третий-четвертый такты); пальцевое звукоизвлечение (четвертый-шестой такты) и слэповый удар большим пальцем (седьмой такт). В восьмом такте звучит унисонный с гитарой ход, который является затактовым началом следующей далее темы.

Possessed (медленная часть)

НОТЫ

АУДИО

В песне "Possessed" присутствует еще один очень интересный момент - рифф на восьмиструнном басе, прописанный поверх основного. Для наглядности в транскрипции обозначена одноголосная линия, однако, на записи вы услышите, что этот рифф продублирован в квинту. Судя по всему, Федор настроил октавную струну на восьмиструнном инструменте так, чтобы при игре одноголосного риффового паттерна, получалось звучание параллельных квинт. Это место на альбоме звучит очень мощно и эффектно. Завершает его нисходящий "взрывоопасный" слайд от квинтового аккорда ля.

Possessed (рифa на 8-струнном басе)

НОТЫ

АУДИО

Во вступлении к песне "Avenger" Федор также использовал восьмиструнную бас-гитару, обыгрывая гармоническую последовательность пьесы (аккорды Am, Dm и E) при помощи открытых струн в басу.

Avenger (вступление)

НОТЫ

АУДИО

"Avenger" - пожалуй, одна из самых контрастных и развернутых композиций трио "Круиз", и, помимо вступления, я сделал также транскрипцию трехминутной инструментальной части, звучащей за последним припевом. Те же из вас, кому это окажется интересно, могут самостоятельно "доснять" и остальные темы.

Avenger (инструментальная часть)

НОТЫ

АУДИО

Первые четыре такта части А звучит рифф, исполняемый в унисон с гитарой. Затем (первая вольта) Федор играет "вставку", основанную на квартах и терциях, отслеживая с их помощью аккордовую последовательность Am, E, F, C, Dm, Am, E (по полтакта каждый аккорд).

Часть В в очень быстром темпе со множеством, сменяющих друг друга риффов и тем. Один из самых интересных ее моментов - сольный бас-гитарный тремоловый "кусок", исполняемый на верхней струне (тринадцатый-шестнадцатый такты).

Часть С - реприза части А, с небольшой ритмической вариацией во втором такте (половинная триоль).

Далее следует кода (Часть D). Первые ее два такта обыгрывается аккорд Dm - в басу берется открытая струна ре, а на струне соль исполняется нисходящая легатная линия. В третьем-четвертом такте аналогично обыгрывается аккорд Am, а в пятом - звучит восходящее арпеджио, обыгрывающее доминанту, приходящее к трели, исполняемой левой рукой на тринадцатом-четырнадцатом ладах струны соль, к которой затем подключаются тэппинговые ноты на шестнадцатом-семнадцатом ладах. Завершает композицию "оптимистичный" аккорд ля-мажор - для "нарастающего" эффекта используйте ручку громкости.

Разумеется, в данной статье нельзя обойти вниманием и соло Федора Васильева на восьмиструнном басе, записанное им в 1987 году для немецкого альбома "KRUIZ/WEA", но обнародованное лишь недавно, в качестве иллюстрации к интервью "Свой жизненный стиль!".

Соло на 8-струнном басе

НОТЫ

АУДИО

Транскрипция этого соло представляет собой табулатуру для левой руки, с ритмическими длительностями (линейки обозначают струны, а цифры - лады, на которых они должны быть зажаты). Восьмиструнный бас, как вы знаете, является аналогом двенадцатиструнной гитары, - каждая из его струн дублируется более тонкой, настраиваемой на октаву выше основной. Такой инструмент дает особое, отличное от обычного баса, более яркое, сочное и широкое звучание, и помимо этого, предоставляет некоторые другие возможности для звукоизвлечения правой рукой, что Федор Васильев в полной мере и использовал в этом соло. - В некоторых его частях, при обыгрывании аккордов, ударяя большим пальцем правой руки вниз, Федор извлекает основную струну, а ударяя указательным вверх - тонкую, октавную. В результате создается ощущение одновременного звучания двух различных инструментов. Однако не пугайтесь, - это соло можно исполнить и на обычном четырехструнном басе, - эффект, конечно, будет не совсем тот, но все будет звучать "как надо". Части A,B,C,D сыграны при помощи медиатора, а части E, F, G, H, I - пальцами. Разберем каждую из них.

Открывается соло мощным хард-роковым риффом (часть А), исполненным под аккомпанемент ударных. На фоне "педальной" засурдиненной (P.M.) открытой струны ля акцентируются различные интервалы на струнах соль и ре (кварты, тритоны, квинты и малая секста). Сыграв в двенадцатом такте квинту (фа-диез - до-диез), Федор играет поверх нее тэппинговые пулы от девятого лада к шестому.

В следующей части (часть В) на фоне открытой струны ля, звучат терции на струнах соль и ре. Первые восемь тактов исполнены ритмически свободно (rubato), а затем, продолжая играть те же самые терции, Федор "выравнивает" ритм, исполняя ровные, засурдиненные (P.M.) восьмые на открытой струне ля. После четырех тактов вновь подключаются барабаны. Завершается эта часть "широкими" аккордами фа-мажор и соль-мажор (третья вольта), предваряющими следующую часть С.

В первом такте этой части обыгрывается аккорд до-мажор, во втором - соль-мажор, в третьем такте - арпеджио аккордов фа-мажор и фа-минор, после чего следует двухчетвертной связующий такт (с нотами ре и ми). Часть С, а также последующие части D, E, F и G в полной мере демонстрируют возможности и диапазон звучания восьмиструнной бас-гитары. Бас в данном случае звучит не столько как бас, сколько как некий средний между гитарой и клавишными инструмент. Кратко о каждой из этих частей:

Часть D - квинты, исполняемые на струнах соль и ре, чередующиеся с нотами на струне ля.

Часть E: Здесь Федор обыгрывает аккордовую последовательность под аккомпанемент ударных. Большим пальцем правой руки он извлекает ноты арпеджио, а указательным - верхнюю ноту на струне соль. В четырнадцатом такте звучат тэппинговые слайды и пуллы к нотам в левой руке, а в пятнадцатом-восемнадцатом, на фоне звучащей открытой струны ми, исполняется нисходящая секвенция на струнах соль и ре.

В части F используется тот же самый принцип обыгрывания аккордов правой рукой, что и в предыдущей части. Федор исполняет гармоническую последовательность без аккомпанемента ударных, сначала убыстряя, а потом замедляя темп.

Часть G: Подобным способом обыгрывается последовательность из двух аккордов - ля-мажор и ми-мажор.

Далее следует часть H, исполненная rubato. Это терции, звучащие на фоне открытой струны ля. Во второй и третьей вольтах поверх ноты ми на струне соль берутся тэп-флажолеты.

Затем, ударяя пальцами правой руки по струнам на грифе бас-гитары, и получая "шлепающее" звучание, Федор левой рукой играет легатные ноты через открытую струну ре (часть I). В завершении композиции он исполняет арпеджио ля-минор на трех нижних струнах, а затем - берет большую сексту (до - ля) на струнах соль и ре, с открытой струной ля в басу.

Это были фрагменты сольной игры Федора Васильева. Теперь давайте немного поговорим о его аккомпанирующей игре и вкладе в создание "фирменного", командного саунда трио "Круиз". Здесь мы обойдемся без транскрипций, а уделим внимание звуку его бас-гитары. - Это отдельная тема"! В качестве иллюстрации - пара аудио-фрагментов репетиционных записей "Круиза", любезно предоставленные Федором для этой статьи:

Репетиционная запись 1

Репетиционная запись 2




Обратите внимание на то, как плотно и цельно трио звучит всего лишь "в одну гитару". И один из секретов здесь именно в звучании баса. Так, например, то, что в первом фрагменте легко можно принять за вторую гитару, на самом деле сыграно на басе - послушайте еще раз. Во втором фрагменте Федор играет более "бас-гитарно", но его инструмент звучит в тоже время и более "убийственно". Вам интересно, как достигается такой звук? - На самом деле, все сделано достаточно просто. На бас-гитару, помимо овердрайва, Федор "вешает" еще и хорус. Когда струны глушатся ребром ладони правой руки (P.M.), "хорусение" практически не слышно, потому что бас-гитара начинает звучать очень плотно и низко, что служит отличным "подкладом". Однако, как только Федор играет какую-нибудь фразу или берет аккорд на неприглушенных струнах, бас-гитара "выстреливает", создавая впечатление использования какой-то педали, похожей на "вау-вау". Ничего, казалось бы, сложного, но как эффектно! Вообще, на мой взгляд, эффектность - одна из главных составляющих в деятельности трио "Круиз". И музыка, и шоу этой группы всегда производили впечатление. И я думаю, - это одна из тех причин, по которой трио "Круиз" до сих пор помнит так много людей. По их многочисленным просьбам в материал включены также аудио-фрагменты песен альбома "Culture Shock/A.L.S.", взятые из личных архивов Федора Васильева. Особое внимание, думаю, привлекут первоначальные варианты песен "Killer Logic" и "Culture Shock", значительно отличающиеся от тех, что были изданы официально. Да и вообще - есть что послушать!

KRUIZ "CULTURE SHOCK/A.L.S." (1990)

1) Radiation Victims

2) Killer Logic

3) Get Serious

4) Child Of Pride

5) Culture Shock

6) Still Waiting For Armistice

7) Hit For MTV

8) Illusions Never Last

Транскрибирование нотных примеров - Сергей Хлебников.
© Сергей Хлебников, 2004. 

 



Источник: http://www.bassboombang.ru/ru/47/14748/
Категория: Статьи о Федоре Васильеве | Добавил: leonard (22.11.2008)
Просмотров: 2447 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
"FTS" ON THE WEB
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz