БАС-СОЛО И АККОМПАНЕМЕНТ ФЕДОРА ВАСИЛЬЕВА-ТРИО "КРУИЗ"-2004 г.-интервью с BassBoomBang
Итак, трио "Круиз". Что мы имеем? - Два официальных студийных альбома: "Круиз-1" и "KRUIZ/WEA"; не изданный "Culture Shock/A.L.S.", лишь две песни с которого доступны официально; несколько концертных бутлегов и промо-CD 2002 года. Все. - Казалось бы, не так уж и много. Но так ли это на самом деле? Разумеется, как и в любом вопросе - все относительно. Для кого-то значение имеет количество альбомов, а для кого-то - наличие в музыке интересных творческих и исполнительских идей. И если рассматривать деятельность "Круиза" с этой точки зрения, то бас-гитарист Федор Васильев сформулировал все одним предложением: "В музыке трио "Круиз" по игре СТОЛЬКО, что просто - маманя ай-яй-яй!". Вообще, само понятие трио изначально подразумевает отсутствие в составе группы "слабых звеньев". В данном случае каждый музыкант несет на себе огромную долю ответственности за звучание всего коллектива в целом. С одной стороны, любой из трех участников, должен четко осознавать свою функцию аккомпаниатора и быть готовым в необходимый момент принять "огонь на себя", закрыв ненужную музыкальную "брешь". С другой стороны, эта ответственность подразумевает и гораздо большую долю исполнительской свободы, поскольку для понимания и воплощения вышеупомянутой идеи, каждый инструменталист должен обладать, ни много, ни мало, хорошим исполнительским потенциалом и отменным чувством вкуса. Музыка трио "Круиз" - наглядный тому пример. Там, где нужно, музыканты играют плотный "подклад", служащий отличным фундаментом для голоса, но в то же время, когда дело доходит до инструментальной игры и соло, - исполнительские возможности участников трио раскрываются совершенно в другой плоскости. Именно сочетание этих двух аспектов значительно отличало трио "Круиз" от большинства других рок-коллективов советского и постсоветского пространства. И сейчас у вас есть возможность в буквальном смысле слова все это "потрогать руками". Ниже приведены транскрипции наиболее интересных и эффектных моментов игры Федора Васильева в составе трио "Круиз", а также аудио-трэки и комментарии, которые помогут вам при их разучивании.
Перед тем как мы начнем - я хотел бы поблагодарить лично Федора Васильева за оказанную им большую помощь при работе над данным материалом.
Первый пример - "ломовое" соло Федора из песни "Culture Shock" (эту композицию можно найти на двойном сборном альбоме "Monsters Of Rock U.S.S.R.", на альбоме проекта "Gain", а также на различных "пиратских" сборниках).
Транскрипция условно поделена на четыре части, по два такта каждая.
В части А Федор правой рукой исполняет тремоло медиатором, а левой - берет различные ноты в ля-минорном ладе (A, B, C, D, E, F, G). В данном случае расписать "нота в ноту" то, что он играет, не представляется возможным, поэтому в транскрипции этой части обозначены только ноты для левой руки и струны, на которых они берутся.
Часть В начинается из-за такта. Здесь при помощи пулл-офф исполняется восходящая линия на струне соль. В ее основе аппликатурный паттерн тон-тон, который сдвигается вверх сначала по полутонам, а затем - по тонам. В конце фразы звучит верхняя нота ля, взятая на двадцать шестом ладу струны соль (соло записано на "Warwick Thumb"). Ритмически здесь, как и в части А, все "весьма неопределенно", поэтому эта часть записана без разделения тактовой чертой, а длительности в данном случае отображают лишь аппликатурный паттерн левой руки (за исключением нот в трех последних четвертях - они "ритмически верные").
В следующей части С звучат шестнадцатые секстоли. При помощи хаммеров Федор играет легатную линию через открытые струны ре и соль, используя тоновый паттерн в левой руке, который сдвигается вверх по полутонам. Завершает эту часть нисходящее глиссандо, после чего (Часть D) звучат квинты в тональности си-минор (исполняйте их на струнах ре и соль). Сыграв последнюю квинту Федор делает от нее восходящий слайд, а затем - нисходящий, на струне ля.
Как видите, в этом соло при помощи атональных частей В и С Федор, естественно и незаметно для слушателя, совершает модуляцию на тон, переходя от тональности ля-минор к си-минору.
Следующий пример - соло из песни "In Flames" с альбома "KRUIZ/WEA".
В этом соло обыгрывается гармоническая последовательность из трех аккордов - Am, F, G, поэтому мелодическая басовая линия здесь плотно увязана с гармонией. Обратите внимание на большое количество двойных нот, - такой способ звукоизвлечения правой рукой позволяет звучать быстро, используя "экономное" движение левой. Также иногда Федор сурдинит ноты ребром ладони правой руки (P.M.), как это делают обычно гитаристы. Завершает соло глиссандо к верхней ноте ля (как и в "Culture Shock" - это двадцать шестой лад струны соль), а затем нота ля "переводится" еще на октаву выше, при помощи тэп-флажолета правой рукой. - То, что на записи вы наверняка приняли за гитару, на самом деле сыграно на басе. И еще один аспект, на который вам следует обратить внимание при разучивании соло "In Flames", - в самом его начале (когда звучит доминанта - ми) в такте ритмически "урезана" одна восьмая (размер 7/8).
Помимо полновесных соло, в песнях "Круиза" у Федора Васильева также было много небольших сольных фрагментов и басовых "вставок". Вот лишь некоторые из них, взятые с альбома "KRUIZ/WEA":
Бридж из песни "Heaviest In Town" - очень эффектная хэви-метал линия, основанная на нотах гармонического соль-минора (G, A, Bb, C, D, Eb, F#). Здесь Федор исполняет различные хаммеры на фоне "педальной" нижней ноты соль.
Во вступлении "Knight Of The Road" звучит бас-гитарное интро, основанное на классическом фригийском обороте в тональности си-минор (Bm, A, G, F#). Эта партия исполняется на двух верхних струнах соль и ре. При окончательном сведении альбома интро было несколько "урезано", но благодаря помощи Федора Васильева сейчас у вас есть возможность услышать его первоначальный вариант.
В медленной части композиции "Possessed" Федор играет мелодическую линию в тональности ми-минор. Здесь он использует различные способы звукоизвлечения правой рукой: тэппинг, слайды и пуллы к нотам в левой руке (третий-четвертый такты); пальцевое звукоизвлечение (четвертый-шестой такты) и слэповый удар большим пальцем (седьмой такт). В восьмом такте звучит унисонный с гитарой ход, который является затактовым началом следующей далее темы.
В песне "Possessed" присутствует еще один очень интересный момент - рифф на восьмиструнном басе, прописанный поверх основного. Для наглядности в транскрипции обозначена одноголосная линия, однако, на записи вы услышите, что этот рифф продублирован в квинту. Судя по всему, Федор настроил октавную струну на восьмиструнном инструменте так, чтобы при игре одноголосного риффового паттерна, получалось звучание параллельных квинт. Это место на альбоме звучит очень мощно и эффектно. Завершает его нисходящий "взрывоопасный" слайд от квинтового аккорда ля.
Во вступлении к песне "Avenger" Федор также использовал восьмиструнную бас-гитару, обыгрывая гармоническую последовательность пьесы (аккорды Am, Dm и E) при помощи открытых струн в басу.
"Avenger" - пожалуй, одна из самых контрастных и развернутых композиций трио "Круиз", и, помимо вступления, я сделал также транскрипцию трехминутной инструментальной части, звучащей за последним припевом. Те же из вас, кому это окажется интересно, могут самостоятельно "доснять" и остальные темы.
Первые четыре такта части А звучит рифф, исполняемый в унисон с гитарой. Затем (первая вольта) Федор играет "вставку", основанную на квартах и терциях, отслеживая с их помощью аккордовую последовательность Am, E, F, C, Dm, Am, E (по полтакта каждый аккорд).
Часть В в очень быстром темпе со множеством, сменяющих друг друга риффов и тем. Один из самых интересных ее моментов - сольный бас-гитарный тремоловый "кусок", исполняемый на верхней струне (тринадцатый-шестнадцатый такты).
Часть С - реприза части А, с небольшой ритмической вариацией во втором такте (половинная триоль).
Далее следует кода (Часть D). Первые ее два такта обыгрывается аккорд Dm - в басу берется открытая струна ре, а на струне соль исполняется нисходящая легатная линия. В третьем-четвертом такте аналогично обыгрывается аккорд Am, а в пятом - звучит восходящее арпеджио, обыгрывающее доминанту, приходящее к трели, исполняемой левой рукой на тринадцатом-четырнадцатом ладах струны соль, к которой затем подключаются тэппинговые ноты на шестнадцатом-семнадцатом ладах. Завершает композицию "оптимистичный" аккорд ля-мажор - для "нарастающего" эффекта используйте ручку громкости.
Разумеется, в данной статье нельзя обойти вниманием и соло Федора Васильева на восьмиструнном басе, записанное им в 1987 году для немецкого альбома "KRUIZ/WEA", но обнародованное лишь недавно, в качестве иллюстрации к интервью "Свой жизненный стиль!".
Транскрипция этого соло представляет собой табулатуру для левой руки, с ритмическими длительностями (линейки обозначают струны, а цифры - лады, на которых они должны быть зажаты). Восьмиструнный бас, как вы знаете, является аналогом двенадцатиструнной гитары, - каждая из его струн дублируется более тонкой, настраиваемой на октаву выше основной. Такой инструмент дает особое, отличное от обычного баса, более яркое, сочное и широкое звучание, и помимо этого, предоставляет некоторые другие возможности для звукоизвлечения правой рукой, что Федор Васильев в полной мере и использовал в этом соло. - В некоторых его частях, при обыгрывании аккордов, ударяя большим пальцем правой руки вниз, Федор извлекает основную струну, а ударяя указательным вверх - тонкую, октавную. В результате создается ощущение одновременного звучания двух различных инструментов. Однако не пугайтесь, - это соло можно исполнить и на обычном четырехструнном басе, - эффект, конечно, будет не совсем тот, но все будет звучать "как надо". Части A,B,C,D сыграны при помощи медиатора, а части E, F, G, H, I - пальцами. Разберем каждую из них.
Открывается соло мощным хард-роковым риффом (часть А), исполненным под аккомпанемент ударных. На фоне "педальной" засурдиненной (P.M.) открытой струны ля акцентируются различные интервалы на струнах соль и ре (кварты, тритоны, квинты и малая секста). Сыграв в двенадцатом такте квинту (фа-диез - до-диез), Федор играет поверх нее тэппинговые пулы от девятого лада к шестому.
В следующей части (часть В) на фоне открытой струны ля, звучат терции на струнах соль и ре. Первые восемь тактов исполнены ритмически свободно (rubato), а затем, продолжая играть те же самые терции, Федор "выравнивает" ритм, исполняя ровные, засурдиненные (P.M.) восьмые на открытой струне ля. После четырех тактов вновь подключаются барабаны. Завершается эта часть "широкими" аккордами фа-мажор и соль-мажор (третья вольта), предваряющими следующую часть С.
В первом такте этой части обыгрывается аккорд до-мажор, во втором - соль-мажор, в третьем такте - арпеджио аккордов фа-мажор и фа-минор, после чего следует двухчетвертной связующий такт (с нотами ре и ми). Часть С, а также последующие части D, E, F и G в полной мере демонстрируют возможности и диапазон звучания восьмиструнной бас-гитары. Бас в данном случае звучит не столько как бас, сколько как некий средний между гитарой и клавишными инструмент. Кратко о каждой из этих частей:
Часть D - квинты, исполняемые на струнах соль и ре, чередующиеся с нотами на струне ля.
Часть E: Здесь Федор обыгрывает аккордовую последовательность под аккомпанемент ударных. Большим пальцем правой руки он извлекает ноты арпеджио, а указательным - верхнюю ноту на струне соль. В четырнадцатом такте звучат тэппинговые слайды и пуллы к нотам в левой руке, а в пятнадцатом-восемнадцатом, на фоне звучащей открытой струны ми, исполняется нисходящая секвенция на струнах соль и ре.
В части F используется тот же самый принцип обыгрывания аккордов правой рукой, что и в предыдущей части. Федор исполняет гармоническую последовательность без аккомпанемента ударных, сначала убыстряя, а потом замедляя темп.
Часть G: Подобным способом обыгрывается последовательность из двух аккордов - ля-мажор и ми-мажор.
Далее следует часть H, исполненная rubato. Это терции, звучащие на фоне открытой струны ля. Во второй и третьей вольтах поверх ноты ми на струне соль берутся тэп-флажолеты.
Затем, ударяя пальцами правой руки по струнам на грифе бас-гитары, и получая "шлепающее" звучание, Федор левой рукой играет легатные ноты через открытую струну ре (часть I). В завершении композиции он исполняет арпеджио ля-минор на трех нижних струнах, а затем - берет большую сексту (до - ля) на струнах соль и ре, с открытой струной ля в басу.
Это были фрагменты сольной игры Федора Васильева. Теперь давайте немного поговорим о его аккомпанирующей игре и вкладе в создание "фирменного", командного саунда трио "Круиз". Здесь мы обойдемся без транскрипций, а уделим внимание звуку его бас-гитары. - Это отдельная тема"! В качестве иллюстрации - пара аудио-фрагментов репетиционных записей "Круиза", любезно предоставленные Федором для этой статьи:
Обратите внимание на то, как плотно и цельно трио звучит всего лишь "в одну гитару". И один из секретов здесь именно в звучании баса. Так, например, то, что в первом фрагменте легко можно принять за вторую гитару, на самом деле сыграно на басе - послушайте еще раз. Во втором фрагменте Федор играет более "бас-гитарно", но его инструмент звучит в тоже время и более "убийственно". Вам интересно, как достигается такой звук? - На самом деле, все сделано достаточно просто. На бас-гитару, помимо овердрайва, Федор "вешает" еще и хорус. Когда струны глушатся ребром ладони правой руки (P.M.), "хорусение" практически не слышно, потому что бас-гитара начинает звучать очень плотно и низко, что служит отличным "подкладом". Однако, как только Федор играет какую-нибудь фразу или берет аккорд на неприглушенных струнах, бас-гитара "выстреливает", создавая впечатление использования какой-то педали, похожей на "вау-вау". Ничего, казалось бы, сложного, но как эффектно! Вообще, на мой взгляд, эффектность - одна из главных составляющих в деятельности трио "Круиз". И музыка, и шоу этой группы всегда производили впечатление. И я думаю, - это одна из тех причин, по которой трио "Круиз" до сих пор помнит так много людей. По их многочисленным просьбам в материал включены также аудио-фрагменты песен альбома "Culture Shock/A.L.S.", взятые из личных архивов Федора Васильева. Особое внимание, думаю, привлекут первоначальные варианты песен "Killer Logic" и "Culture Shock", значительно отличающиеся от тех, что были изданы официально. Да и вообще - есть что послушать!